Языки

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №18 мектеп-гимназиясы» ММ

ГУ «Школа-гимназия №18 отдела образования акимата г. Костаная»

  •   .jpeg
  •    .jpeg
  •     .jpg
  •  .jpg
  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
  • 7.jpg
  • 8 .jpg
  • 8.jpg
  • 9.jpg
  • 10.jpg
  • 11.jpg
  • 12.jpg
  •   18.jpg
  • 0612.jpg
  • 3528.jpg

УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
протокол №6 от 08.01.2015 года



Программа эксперимента ГУ «Школа-гимназия №18
отдела образования акимата города Костаная»
по теме: «Медиаобразование как средство познавательно-творческого развития всех участников образовательного процесса»

 2014-2019 гг.
        Научный руководитель эксперимента, консультант:
        Павличенко Анатолий Анатольевич, директор школы.

 Исполнители эксперимента:
Шарафутдинова Елена Анатольевна, заместитель директора по научно-методической работе
Утина Альмара Кажихановна, заместитель директора по ИКТ
Кедельбаева Эльмира Балгабаевна, заместитель директора по воспитательной работе.
      
    
СОДЕРЖАНИЕ:

1.   Актуальность темы                    стр. 4
2.   Идея эксперимента                    стр. 4
3.   Замысел эксперимента                стр. 4
4-12. Понятийный аппарат эксперимента        стр. 6
13.   Сроки эксперимента                стр. 9
14. Этапы эксперимента                    стр. 9
15. Ожидаемый результат                                              стр. 16
16.  Прогноз возможных негативных последствий    стр. 17
17. Способы коррекции, компенсации негативных 
последствий                        стр. 17
18. Состав участников эксперимента            стр. 17
19. Функциональные обязанности            стр. 17
20. База эксперимента                    стр. 18
21. Масштаб эксперимента                стр. 18
22. Тип эксперимента                    стр. 18
23. Статус эксперимента                стр. 18
24. Форма представления результатов эксперимента
       для массовой практики                стр. 18

Актуальность темы.
В современном мире не только педагоги, но и общество в целом понимает, насколько важно в жизни для учащегося владение компьютерной техникой, это важнейший элемент образования. На компьютеризацию школы тратятся значительные бюджетные средства. Однако компьютерная компетентность учителя и учащегося как важнейшее составляющая образовательного процесса остается на низком уровне.
Достаточно ли тех знаний, которые учащиеся получают в школе, для решения задач, с которыми они столкнутся в реальной жизни? Имеют ли все учащиеся элементарные навыки решения жизненных задач с помощью компьютерной техники? Не используются ли компьютерная техника в школе аналогом традиционных пищуших машинок или калькуляторов? Именно эти вопросы должны решаться в образовательной системе школы.  Многие возможности компьютера и оргтехники используются не в полной мере. Компьютер должен использоваться в качестве инструмента решения коммуникационных задач в организации деятельности, в частности проектной и исследовательской. Для этого необходимо отходить от выработки умения работы на компьютере к переработке информации  техническими средствами. 
Внедрение программы медиаобразования  возможна только при взаимном сотрудничестве педагогов и специалистов по компьютерной технике.
Подлинное владение компьютером предполагает целенаправленное, творческое и гибкое использование этого мощного инструмента. Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл. Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности,  поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний.
Идея эксперимента.
Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.
Выработка подлинной информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере.
Замысел эксперимента.
Вокруг нас – море информации, но проблема заключается в том, чтобы выбрать из нее именно ту, которая нам необходима, именно тогда, когда она нам нужна, и именно в той форме, которая наиболее удобна для дальнейшего использования. Мы хотим больше знать, быстрее работать, больше производить. Но на этом пути мы довольно скоро сталкиваемся с непреодолимыми препятствиями. Реальной альтернативой ему выступает стремление рационализировать умственную деятельность за счет перехода к более эффективным приемам поиска и переработки информации, точнее говоря, к методам информационных умений.
Модель  успешной реализации информационных задач  включает семь основных этапов:
1.    Определение
Задачи:
-    Определить информационную проблему
-    Идентифицировать необходимую информацию
2.Управление
Задачи:
-    Выявить все возможные источники
-    Выбрать наилучшие из них
3.Доступ
Задачи:
-    Найти соответствующий источник информации
-    Найти нужную информацию внутри источников
4.Интеграция
Задачи:
-    Организовать материал, полученный из различных источников
-    Представить информацию должным образом
5.Оценка
Задачи:
-    Оценить качество продукта
-    Оценить эффективность работы
6.Создание
Задачи:
-    Решить конкретную проблему на основе имеющейся информации
-    Сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы
7.Передача
Задачи:
-    Извлечь нужную информацию
-    Передать информацию
Определение
Первый шаг решения любой задачи – ее формулировка или определение. В чем состоит задача? Какого рода информация мне нужна?
Какого рода информация понадобится для решения этой задачи? На этом этапе начинается обучение, а задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся действовать эффективно.
Информационные технологии к этапу определение:
1. Веб-страница, блог, электронный справочник или энциклопедия
2. Онлайн дискуссия, форум, чат
3. Электронная почта, файлообменники
Первый шаг – формулировка или определение задачи с помощью
технических средств. В школе учитель может дать ученикам задание, зачитав
его в классе или разместив его на некой Веб-странице. Для уточнения сути задания учащиеся тоже могут воспользоваться разными вспомогательными
средствами: доской объявлений, электронной почтой, чатом.
Управление
Каковы возможные источники? Какие из них нам более всего подходят?
Второй шаг – это управление стратегиями поиска информации. Поняв, ка-
кого рода информация нам нужна, мы далее решаем, каким способом следу-
ет осуществлять информационный поиск. Вопросы на этом этапе будут
следующего рода: Каковы возможные доступные источники информации?
Учебник? Энциклопедия? Справочная литература в библиотеке? Базы данных на CD-ROM? Эксперты? Интернет? Какие из этих источников отвечают моим потребностям в максимальной степени? Информационные технологии к этапу управление:
1. Стратегии поиска в Интернете и в базах данных
2. Ключевые слова
3. Предметные рубрики
4. Фразы
5. Булева логика
Возможности информационного поиска на втором этапе значительно
расширяются, если у нас есть возможность обращаться к онлайновым базам
данных и к Интернету. Объем информации, доступной через Интернет, поистине колоссальный. Чтобы не потеряться в этом океане, нужно разработать определенную стратегию поиска.
Доступ
Где расположен каждый источник? Где внутри каждого из них находится нужная информация?
Третий шаг будет логическим продолжением первых двух. Где находится каждый источник? Как можно на них выйти лично или через Интернет? Где внутри каждого из них находится нужная информация? Грамотное выполнение первого шага уже дает ключ к определению того, какого рода информация окажется адекватной нашей задаче на третьем шаге.
Информационные технологии к этапу доступа:
1. Справочные разделы Интернета
2. Подписные базы данных
3. Электронная почта
4. Поисковые системы Интернета
С помощью ключевых слов и логических операторов имеется возможность фокусировать поиск и преодолеть избыточность информации, содержащейся в Интернете. В Интернете находится также множество словарей и энциклопедий, расшифровывающих любое понятие, которое может нас интересовать.
Подписные базы данных дают нам возможность обращаться через компьютер к текстам статей из научных журналов. С помощью электронной почты можно обратиться за консультацией к коллегам или к другимипользователям, интересующимся сходными проблемами. Каждая поисковая система ориентирована на определенный вид поиска.
Интеграция
Как организовать всю имеющуюся информацию? Как корректно представить результаты анализа?
Шаг No4 (интеграция) по сути своей является творческим. Учащийся должен организовать всю собранную информацию, интегрируя ее со своими
прошлыми знаниями и с прошлым опытом. На этой фазе происходит и выбор
формы представления результатов. Как будет выглядеть окончательный продукт? На каких пользователей он рассчитан? В каком виде мы его представим?
Информационные технологии к шагу этапу интеграции:
1. Мультимедийные презентации (PowerPoint, Hyperstudio, KidPix)
2. HTML
3. Вложения электронной почты
4. FTP
Наличие современных информационных и коммуникационных технологий позволяет каждому пользователю представлять свои идеи в электронном виде. Программное обеспечение типа HTML, электронных приложений или FTP дает возможность размещать текстовые или аудиофайлы в Интернете.
Оценка
Как наилучшим образом использовать каждый источник? Какая информация в нем наиболее полезна?
После нахождения потенциально полезных источников, учащиеся готовы к пятому шагу– оценке информации. Как наилучшим образом использо вать каждый из имеющихся источников? Какая информация, содержащаяся в нем, будет максимально полезной для нас? При ответе на этот вопрос нужно учитывать не только степень доступности, но степень надежности (документированности) информации.
Информационные технологии к шагу №5:
1. Скачивание и декомпрессия файлов
2. Прямое копирование фрагментов текста
3. Создание заметок с помощью текстового редактора
4. Использование электронных таблиц и баз данных для организации и анализа данных
Современная техника значительно облегчает выполнение оценки
Но необходимо, чтобы учащиеся имели представления об авторских правах, плагиате, правилах цитирования. Сейчас очень легко скачивать и копировать материалы из Интернета или из электронных баз данных. Но это вовсе не освобождает нас от овладения умениями фиксировать, организовывать и анализировать данные.
Создание
Можно ли считать задачу решенной? Отвечает ли полученное решение на исходно поставленный вопрос? Как можно улучшить данный продукт?
Шестой шаг заключается в создании того, насколько окончательный продукт соответствует условиям исходной задачи. Создание подразумевает эффективность самого процесса решения задачи. Мы предлагаем учащимся задать себе вопрос: Как можно усовершенствовать этот процесс? Хотя формально решение задачи уже готово, не мешает подумать о том, насколько успешно мы действовали. Ведь в реальной жизни довольно часто встречаются сходные ситуации.
Передача
Можно адаптировать информацию для конкретных потребностей? Как грамотно цитировать источники? Как передать информацию для анализа?
Седьмой шаг является завершающим. Все этапы решения информационной задачи выполнены. Надо быть готовым к тому, что аналогичная задача, пусть в несколько иной форме, снова возникнет перед нами в недалеком будущем.
Понятийный аппарат эксперимента
Объект эксперимента.
Медиаобразование как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
Предмет экспериментирования.
Процесс формирования и развития медиаграмотности (медиакомпетентности) всех участников образовательного процесса. 
Педагогическая цель.

Подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Цель эксперимента.
Цели:
формирование критической компетенции (осознание воздействий медиатекстов на психику и мировоззрение) у взрослых и подростков;
освоение языка средств массовой информации через создание собственных медиатекстов, освоение медиаграмотности детьми и подростками;
умение адаптироваться в медиасреде;
обеспечение самоопределения детей и подростков в современной медиасреде через медиатворчество;
формирование медиакультуры педагогического сообщества, родителей, обучащихся.
8. Задачи:
Совершенствование материально-технической базы, активизация использования новых информационных технологий;
Создание на базе школы-гимназии  медиатеки и информационно-консультативного центра для учащихся и учителей;
Создание условий для информационного взаимодействия и саморазвития медиасреды организации образования;
Формирование методической системы консультирования учителя и обратной связи для проверки эффективности модели образовательной среды нового типа.
Гипотеза эксперимента –
Процессе медиаобразования будет эффективным, если:
педагоги будут медиакомпетентны;
в учебно-воспитательном процессе будут активно внедрятся идеи интегрированного и факультативного медиаобразования;
будут организованы курсы повышения медиаграмотности учителей;
10. Диагностический инструментарий:
самоанализ учителя-экспериментатора (рефлексивный);
анкеты;
мониторинг качества преподавания и обучения самим учителем или администрацией школы;
экспертная взаимооценка участников сообщества.
Критерии оценки ожидаемых результатов.
формирование критической медиакомпетенции учителей и учащихся в системе предложенных мероприятий.
обобщение опыта современного медиаобразования.
создание динамичной системы саморазвития медиасреды, усиление фактора адаптации личности к происходящим в обществе изменениям;
эффективное  включение творчества личности в информационное пространство на различных уровнях (класс, школа, город, область, страна, сетевое сообщество и пр.).
Формы представления результатов эксперимента:
Методические рекомендации, школьная интернет-газета, школьный образовательный онлайн-ресурс, статьи и публикации учащихся и педагогов в изданиях различного уровня, отчеты участников эксперимента, школьный медиацентр.
Сроки эксперимента.
 Начало эксперимента – август 2014год, завершения эксперимента – август  2019 года.

. Этапы  реализации программы эксперимента

2014-2015 гг – диагностический
Задачи этапа:
Сбор, анализ и обработка информации о состояний медиаобразования в школе, медиаграмотности педагогов и учащихся. Разработка и подготовка нормативной и научно-методической базы эксперимента. Анализ материально-технической базы школы для эффективной реализации эксперимента.

2015-2016 гг. – организационно-прогностический
Задачи этапа:
Изучение методической литературы по вопросам медиаобразования, составление понятийного  аппарата,  прогнозирование  и анализ диагностических результатов и возможных негативных последствий. Создание алгоритма менеджмента по реализации экспермента, создание материально-технических условии  и  методического обеспечения для функционирования программы.
2016-2018 гг. – Практико-коррекционный
Задачи этапа:
    Внедрение эксперимента в образовательный процесс школы, коррекция программы, практическая реализация программы, создание медиапространства школы, овладение  педагогами школы методов и методик медиаобразования
2018-2019 гг. – Внедренческий
Задачи этапа:
Обобщение опыта школы по применению медиаметодик, подведение результатов эксперимента, работа школы в современном медиапространстве.
 Создание методических рекомендации по применению новых информационных методик и технологии.

План реализации программы эксперимента
 
Направление деятельности    Содержание деятельности    Сроки    Отвественные      
Диагностический этап (сентябрь 2014 - август 2015)      
Исследование имеющегося опыта в рамках площадки и создание концептуальных основ экспериментальной деятельности    Анкетирование. Оценка уровня ИКТ-компетентности педагогов    Декабрь,2014 г    Заместитель директора по ИКТ      
     Методический совет по вопросу трансформации образовательного процесса школы  в связи   эффективной реализацией развивающих возможностей медиаобразования.    сентябрь
2014 г.    Директор школы,
научный руководитель эксперимента.      
    Систематизация психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования ИКТ в школе.    Сентябрь
2010    Библиотекарь      
    Педагогический совет (рассмотрение и утверждение программы эксперимента)    Январь 2015    Директор школы, научный руководитель эксперимента.      
    Включение задач эксперимента в планы работы, планы методических объединений, индивидуальные планы участников эксперимента.    Январь 2015    Заместитель директора по НМР, рук.ШМО      
    Анализ состояния медиаресурсов школы. Материально-техническая готовность к реализации эксперимента    Март-июль, 2015     Заместитель директора по ИКТ, по АХЧ      
Разработка стратегии развития в условиях данного эксперимента    Создание электронного документо-оборота    Февраль 2015    Администрация школы      
    Создание медиацентра на базе школьной библиотеке    Февраль, 2015 г    Заместитель директора по ИКТ, библиотекарь      
Обучение и методическое сопровождение педагогов    Обучающие семинары по повышению ИКТ-компетентности педагогов школы    1 раз в месяц    Заместитель директора по ИКТ      
    Коучинг «Скаффолдинг и учительский нетворинг »    Май 2015    Заместитель директора по НМР      
Участие ученического и педагогического коллектива в эксперименталной деятельности    Организация участия педагогов школы в дистанционных мероприятиях    Постоянно    Заместитель директора по НМР      
    Организация участия учащихся в дистанционых олимпиадах, конкурсах, уроках    Постоянно    Заместитель директора по НМР, ИКТ      
    Участие учащихся в конкурсах  различного масштаба графических проектов, рисунков и видеороликов    Постоянно    Заместитель директора по ВР, ИКТ      
    Участие учащихся в конкурсе мультимедийных проектов    Февраль, 2015    Заместитель директора по ВР, ИКТ      
    Публикации педагогов и учащихся школы на школьном сайте и образовательных сайтах    Постоянно    Заместитель директора по НМР, ИКТ      
    Использование на уроках интернет-технологии    Постоянно    Заместитель директора по НМР, педагоги школы      
    Участие педагогов школы в дистанционных курсах повышения квалификации    Постоянно    Заместитель директора по НМР      
    Работа сетевого сообщества сертифицированных учителей     Постоянно     Заместитель директора по НМР, рук.ТГ      
    Работа информационного центра «СМС-дневник»    Сентябрь-май    Заместитель директора по ВР      
Исследование имеющегося опыта в рамках площадки и корректировка концептуальных основ экспериментальной деятельности    Экспертиза программ вариативного компонента    Август 2015    Заместитель директора по НМР, ВР, ИКТ      
    Научно-практическая конференция «Медиаобразование в развитии школы» (Приложение 1)    Август 2015    Заместитель директора по НМР      
    Промежуточные итоги экспериментальной деятельности. Корректировка  плана деятельности.    Август 2015    Администрация школы      
    Промежуточные итоги экспериментальной деятельности. Корректировка  плана деятельности.    Август 2015    Администрация школы      
Организационно-прогностический ( сентябрь 2015 – август 2016)      
Исследование имеющегося опыта в рамках площадки    Анкетирование «Определение ИКТ-потребностей педагогов и учащихся»    Сентябрь,2015 г    Заместитель директора по ИКТ      
    Публикации брошюр и памяток «Что такое медиатекст?» «Как работать с медиаресурсами?»    Сентябрь, 2015    Заместитель директора по ВР, ИКТ      
     Разработка модели медиапространства школы.    Сентябрь -май
 2015     Научный руководитель эксперимента      
Обучение и методическое сопровождение педагогов    Обучающие семинары по повышению ИКТ-компетентности педагогов школы    1 раз в месяц    Заместитель директора по ИКТ      
    Вебинар  для педагогов – участников эксперимента    октябрь, 2015 г    Заместитель директора по НМР      
    Коучинг «Эффективный нетворинг «Установление международных связей»    Ноябрь 2015    Заместитель директора по НМР, ИКТ      
    Коучинг для администрации школы и руководителей МО «Скаффолдинг как форма поддержки учителя»    Февраль  2016    Заместитель директора по НМР      
    Проведение очных и дистанционных консультаций для субъектов экспериментальной работы.    Февраль-март
2016    Научный руководитель эксперимента,  исполнители эксперимента      
Участие ученического и педагогического коллектива в эксперименталной деятельности    Организация деятельности школьного информационного центра (онлайн-газета)     Ноябрь, 2015 г    Заместитель директора по ВР, ИКТ      
    Организация деятельности школьного информационного центра (видео-студия)    Январь 2016    Заместитель директора по ВР, ИКТ      
    Создание банка данных электронных адресов учащихся для рассылки онлайн-газеты    Сентябрь,2015    Кл.руководители, зам.директора по ИКТ      
    Организация участия педагогов школы в дистанционных мероприятиях    Постоянно    Заместитель директора по НМР, ИКТ      
    Организация участия учащихся в дистанционых олимпиадах, конкурсах, уроках    Постоянно    Заместитель директора по НМР, ИКТ      
    Участие в конкурсах  различного масштаба графических проектов, рисунков и видеороликов    Постоянно    Заместитель директора по НМР, ИКТ      
    Публикации педагогов и учащихся школы на школьном сайте и образовательных сайтах    Постоянно    Заместитель директора по НМР, ИКТ      
    Использование на уроках интернет-технологии    Постоянно    Заместитель директора по НМР, ИКТ      
    Участие педагогов школы в дистанционных курсах повышения квалификации    Постоянно    Заместитель директора по НМР, ИКТ      
Сетевое взаимодействие    Работа сетевого сообщества сертифицированных учителей  (по отдельному плану)    Постоянно     Заместитель директора по НМР, рук.ТГ      
Исследование имеющегося опыта в рамках площадки и корректировка концептуальных основ экспериментальной деятельности    Экспертиза программ вариативного компонента    Август 2016    Заместитель директора по НМР, ВР, ИКТ      
    Научно-практическая конференция     Август 2016    Заместитель директора по НМР      
    Промежуточные итоги экспериментальной деятельности. Корректировка  плана деятельности.    Август 2016    Администрация школы      
    Промежуточные итоги экспериментальной деятельности. Корректировка  плана деятельности.    Август 2016    Администрация школы      
Практическо-коррекционный (сентябрь 2016 – август 2018)      
    Проведение комплексной диагностики для определения уровня ИКТ-компетентности педагогов школ.    сентябрь
2016 г.
     Научный руководитель, исполнители  эксперимента      
    Проведение открытых уроков с применением методов медиаобразования    Постоянно    Зам.директора по НМР      
    Создание учащимися  программ и видеороликов для школьного телевидения    Постоянно    Зам.директора по ВР      
    Работа школьного телевидения    Постоянно    Зам.директора по ИКТ, ВР      
    Апробация методов медиаобразование    2016 г    Педагогический коллектив      
    Мастер класс: «Использование компьютерных и некомпьютерных   медиаресурсов (Телевизор, радио, литература, газеты, журналы) в преподавании предметов ....».     Ноябрь 2016
Январь, апрель 2017    Зам.директора по НМР      
     Вебинар с  представителями администрации школы с участниками  эксперимента по вопросам, связанным с автоматизацией процессов управления школой, контроля и формирования отчетности.     Апрель
 2017 г.    Научный руководитель эксперимента,  исполнители, участники эксперимента      
    Научно-практическая конференция     Август 2017, август  2018    Заместитель директора по НМР      
Внедренческий (сентябрь 2018 – июнь 2019)
      
     Оценка эффективности экспериментальной работы учащихся по курсу «Профориентационная работа учащихся на ранних этапах»    Март-апрель
2019    Педагог-психолог, зам  директора по ВР      
     Подготовка аналитического отчета о ходе эксперимента. Проведение совещания по результатам эксперимента    Апрель
2019    Исполнители эксперимента      
Издательская деятельность    Подготовка публикаций о ходе и результатах эксперимента.    2018-2019 уч.г.    Научный руководитель, исполнители и участники эксперимента      
     Выпуск печатных материалов по итогам экспериментальной работы.    2018-2019 уч.г.    Научный руководитель, исполнители и участники эксперимента      
     Вебинар с участниками эксперимента.    Ноябрь 2018 г.    Научный руководитель, исполнители и участники эксперимента      
Итоги  работы экспериментальной площадки с дистанционным обучением.    Круглый стол «О реализации развивающего потенциала ИКТ в образовательном процессе школы как условие формирования обучающегося сообщества».    Январь
2019       Научный руководитель, исполнители и участники эксперимента      
     Оценка эффективности экспериментальной работы учащихся в рамках медиапространства    Март-апрель
2019    Зам.  директора по ВР, ИКТ, НМР      
     Проведение  итоговой научно-практической конференции участников эксперимента.    апрель
2019    Научный руководитель, исполнители и участники эксперимента      
     Проведение оценки сформированности дистанционного обучения.    Март
2019    Научный руководитель, исполнители и участники эксперимента      
     Оценка результатов экспериментальной деятельности.    Май-июнь
2019    Исполнители эксперимента      
     Обобщение опыта по результатам эксперимента.    Май-июнь
2019    Исполнители эксперимента     


15. Ожидаемые результаты:
Медиаобразование  подразумевает развитие у учащихся следующих навыков: а) нахождение нужной информации в различных источниках; б) установление связей между различными источниками; в) извлечение из информации необходимого, систематизация по определенным признакам и выделение главного из информационного потока; г) создание собственных высказываний по отношению к сообщениям; д) умение работать с техническими средствами обучения (принтер, сканер, фото-, видеокамера и т.д.).

Ожидаемые результаты  эффективности процесса формирования медиаобразования:
•    формирование критической медиакомпетенции учителей и учащихся в системе предложенных мероприятий.
•    обобщение опыта современного медиаобразования.
•    создание динамичной системы саморазвития медиасреды, усиление фактора адаптации личности к происходящим в обществе изменениям;
•    эффективное  включение творчества личности в информационное пространство на различных уровнях (класс, школа, округ, город, страна, сетевое сообщество и пр.).
•    В формировании современной информационной среды образовательного учреждения особую роль играют медиатехнологии, обеспечивающие единство образовательно-воспитательного процесса, активизацию предметного обучения, индивидуализацию образовательных траекторий.
•    Требование социальной адаптивности проецируется на весь процесс обучения. Адаптивность модели обеспечивается использованием образовательных медиатехнологий, позволяющих строить индивидуальные траектории развития для каждого ученика, учитывая их возрастные  и психолого-педагогические особенности.
•    Содержание образования, с одной стороны, направлено на формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний (предметный компонент),  а с другой – на овладение различными культурными формами мышления и деятельности, воспитания творческой личности, способной к культурному и социальном у самоопределению в постоянно изменяющемся обществе (метапредметный компонент).
•    Реализация этих задач осуществляется через создание в рамках коллектива учеников,  учителей  и управленцев единого культурного и образовательного пространства, особой атмосферы, в которой все участники образовательного процесса чувствуют себя его субъектами и реально таковыми являются;  соответствующие позиции обеспечиваются включением участников в проектную деятельность, при этом непосредственным объектом проектирования становится образовательный процесс.
16. Прогноз возможных негативных последствий:
•  потеря интереса и мотивации педагогического  коллектива школы к осуществлению эксперимента;
• нескоординированность программ, что может привести  к нарушению целостности учебно-воспитательного процесса;                
• замедленное развитие эксперимента
17. Способы коррекции, компенсации негативных последствий:
• поддержание интереса и мотивации педагогического коллектива;
•    научно-методическое обеспечение реализации проекта;
• повышение уровня  управленческой компетентности административной команды проекта;                     
• системный мониторинг и рефлексия экспериментальной деятельности;
•  своевременное принятие управленческих решений.
18. Состав участников эксперимента:
Павличенко А.А. – научный  руководитель
Шарафутдинова Е.А., Утина А.К. – исполнители    эксперимента
Гаврилова С.В., Овчинникова Л.М., заместители  директора УР
Тарасенко И.Ю., Кедельбаева Э.Б.- заместители директора ВР
Брагина И.П. – психолог
Королева И.Б. – библиотекарь
Руководители ШМО и ТГ
19. Функциональные обязанности:
создание нормативной базы для проведения эксперимента – Павличенко А.А., директор; Шарафутдинова Е.А., Утина А.К. - заместители  директора;
общее консультирование по организации эксперимента -  Шарафутдинова Е.А., заместитель  директора;
руководители МО;
разработка школьной документации по изучению динамики личностного развития ученика – Брагина И.П., психолог, классные руководители;
разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях реализации эксперимента - зам директора по УР Гаврилова С.В., Овчинникова Л.М.; заместители  директора по ВР  Тарасенко И.Ю., Кедельбаева Э.Б.; психолог – Брагина И.П.;
подбор  научно-методической и  психолого-педагогической литературы по теме эксперимента – библиотекарь Королева И.Б.
Консультирование по методике использования ИКТ на уроках – зам.директора по ИКТ Утина А.К.
20. База эксперимента:
ГУ «Школа-гимназия №18 отдела образования акимата города Костаная»
21. Масштаб эксперимента:
длительность пять лет.
22. Тип эксперимента:
формирующий
23. Статус эксперимента: 
Городская школьная экспериментальная площадка
24. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики:
Статьи, отчеты, методические рекомендации, видеоролики, результаты участия педагогов и учащихся в конкурсах, НПК различного уровня.
ГЛОССАРИЙ
Российская педагогическая энциклопедия” определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение “закономерностей массовой коммуникации,прессы, телевидения,        радио, кино, видео и т.д.).
Медиаобразование  ("media education") – направление в педагогике, в рамках которого происходит подготовка учащегося  к жизни в современном информационном обществе, развитие личности средствами и на материале современных массовых коммуникаций. Медиаобразование – это процесс который продолжается всю жизнь человека, но учащиеся для медиаобразования – преоритетная аудитория.
Медиавоздействие ("effects", "media effects") - воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.;
Медиавосприятие ("mediation"): восприятие "медиареальности", чувств и мыслей авторов экранных произведений (текстов);
Медиаграмотность ("media literacy") - умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение "читать" медиатекст;
Медиаискусства ("media arts") - искусства, основанные на медиаформе (то есть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, киноискусства, художественного телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.);
Медиакультура ("media culture") - совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории "медиакультура" или "аудиовизуальная культура" может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа;
Медиатекст ("media text", "media construct") - сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.);
Методика медиаобразования ("methodology of media education") - процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного образования и деятельности педагога и ученика, с учетом, вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и учения и требований к составляющим образовательного процесса;
Методы медиаобразования ("methods of media education"): способы работы педагога и ученика, при помощи которого достигаются цели медиаобразования. Типичные методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т.д.); наглядные (просмотр аудиовизуального материала), репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные, игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и т.д.); Данные методы основаны на следующих дидактических принципах: социокультурное развитие творческой личности в процессе обучения, научность, систематичность и доступность обучения, связь теории с практикой, наглядность, активность аудитории, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с окружающей действительностью, положительный эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся
Медиакомпетентная личность:
обладает информацией о происходящих событиях,
умеет её оценить, интерпретировать,
проявляет медиаактивность
Медиаобразование
образование, ориентированное на приобретение учащимися знаний о коммуникациях и средствах массовой информации, использование средств коммуникации для приобретения различных знаний и творческого самовыражения, развитие критического мышления, умение правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность.
 Средства массовой информации
средства массового воспроизведения информации, использующие каналы массовой коммуникации и пригодные как для массового, так и индивидуального восприятия.
 Внешкольная информация
информация, изначально не предназначенная для формального и дополнительного образования.
 Формальное образование
образование, содержание которого является обязательным для учащихся, общезначимым и изучается в школах систематически
 Неформальное образование
образование, которое редко имеет систематический характер и проходит, в основном, в форме факультативов. Содержание, методы и формы проведения занятий часто носят свободный характер
 Внеформальное образование
образование (произвольное обучение), включающее неструктурированную учебную деятельность и обусловленное воздействие на обучаемого различных источников информации: семьи, средств массовой информации и пр.
 Манипулирование сознанием
создание субъектом информационного воздействия таких условий, при которых ответная реакция объекта однозначно определяется действиями субъекта.
 Информационный "кокон"
отгораживание от реального мира, жизнь в том информационном пространстве, которое интересно
Медиаобразовательная активность
Филология - работа с текстом:
выявление смысла, текста и подтекста, основного и второстепенного, соотношения жизненной правды
и художественного вымысла.
История: проблемы массовой культуры, информационных революций, толкования событий и фактов.
Информатика: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации.
Другие учебные курсы:
например, география – ознакомиться с сообщением, найти на карте мира
(где происходят рассказанные события).
Культура речи, культура общения и проч.
Предмет медиаобразования ("subject of media education") - взаимодействие человека с медиа, медиаязык и его использование в социуме, медиа и его функционирование в социуме, система знаний и умений, необходимых человеку для полноценного восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой личности;
Средства массовой информации ("means of mass information") - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории;
Средства массовой коммуникации  ("means of mass communication") - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (коммуникантом) и объектом (коммуникатором);
Формы медиаобразования  ("forms of media education"): интеграция в традиционный учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы, кружки, медиа/киностудии, медиа/киноклубы, обязательный предмет в специализированных учебных заведениях, спецкурсы;
Язык медиа ("discourse", "media language") - комплекс средств и приемов медиа выразительности.
Инструменты медиаобразования
Библиотека – традиционная рабочая зона библиотекаря, оборудованная компьютером с компьютерным каталогом,
Видеотека – фонд учебных видеозаписей и места для индивидуальной и групповой работы с видеоинформацией, оборудована видеомагнитофоном, видеокамерой, телевизором
Фонотека – фонд магнитных записей, СД-дисков, аппаратура для прослушивания записей, места индивидуальной и групповой работы с наушниками;
Диатека – диафильмы, диапозитивы (слайды), оборудована местами для индивидуального и группового просмотра;
Компьютерная рабочая зона – интерактивная доска, для самостоятельной работы учащихся или учителей оборудованы рабочие места.
Известно, что существует несколько различных подходов по отношению к медиаобразованию:
Методы медиаобразования
(по источникам полученных знаний)
По уровню познавательной деятельности
Дополнительные занятия, всевозможные мастер-классы и спецкурсы, которые проходят во второй половине дня, открывают ребятам дверь в профессиональные области журналистики, медиа-технологий, киноискусства. Профильные классы лицея — это классическое среднее образование с усложненным циклом гуманитарных предметов плюс допрофессиональные навыки. Снять видеоролик, написать серьезную статью, сверстать собственное портфолио — всему этому можно научиться у нас. Музыкальная студия, секция самбо, школа юного журналиста и полиглота ждут творческих личностей!
Литература
Баженова Л.М. Изучение экранных искусств в начальной школе// Начальная школа. - 2000.- N 1.
Баженова Л.М. Медиаобразование младших школьников//Искусство и образование. – 2001. - № 4.
Баженова Л.М. «Фильм порожден для мыслей…»//Искусство в школе. – 2002. - № 6
Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами //Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- N 3.
Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл.ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
Обязательный минимум содержания начального общего образования. Приложение к приказу Министерства образования России от 19.05.1998,  № 1235. М., 1998.
Сайт «Медиаобразование» http://www.mediaeducation.ru
Портал "Цифровое образование"
Журнал "Цифровое образование"
Образовательный проект Uchim.info 
Электронный журнал «Вопросы Интернет Образования»
Интернет-газета «Лаборатория знаний» издательства БИНОМ
Лаборатория ТСО и медиаобразования ИСМО РАО
Международная конференция «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ 2013»
Международный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация»
Центр современных образовательных технологий
http://russcomm.ru/rca_school/mediaeducation.shtml

Add comment

Security code
Refresh

Форма входа

Опросник

Нравится Вам дизайн сайта?

Да, очень - 88%
Ничего интересного - 2%
Нет, не очень - 4%
Мне без разницы - 3%

Total votes: 100
The voting for this poll has ended on: March 29, 2015

Облако

Блоги