Признаки депрессии у детей.

- настойчивые или повторные мысли о суициде;

- депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна;

- чувство изоляции и отверженности по причине ухода из семьи или лишения системы поддержки;

- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из - за мелочей.

- ощущение безнадежности и беспомощности;

- неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности;

- в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности;

- “туннельное” зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;

- амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.

Факторы суицидального риска

- нарушение межличностных отношений;

- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением родители;

- с затяжные конфликтные ситуации;

- сверхкритичность и повышенная ранимость подростков;

- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических болезней;

- несоответствие между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;

- из семей, в которых были случаи суицидов.

Признаки депрессии у подростков:

  • самоизоляция от других людей и жизни;
  • резкое снижение повседневной активности;
  • изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
  • частое прослушивание траурной или печальной музыки;
  • склонность к неоправданным рискованным поступкам;
  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все закончится» – косвенное);
  • шутки, иронические высказывания о бессмысленности жизни;
  • уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • самообвинения;
  • негативные оценки своей личности, окружающего мира и своего будущего;
  • представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
  • представление о мире как месте потерь и разочарований;
  • представление о будущем как бесперспективном и безнадежном;
  • «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
  • наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.

·потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

· частые жалобы на соматическое недомогание (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

· необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

· ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

· уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку; нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы;

отсутствие планов на будущее («Почему это должно меня беспокоить? Ведь завтра я могу умереть»);

· внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из- за мелочей.

Факторы суицидального риска:

• Серьезные проблемы в семье;

• Отвержение сверстниками;

• Смерть любимого или значимого человека;

• Разрыв отношений с любимым человеком;

• Межличностные конфликты или утраты значимых отношений;

• Проблемы с дисциплиной или законом;

• Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других;

• Длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

• Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении;

• Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам);

• Проблемы с трудоустройством и плохое экономическое положение, финансовые проблем;

• Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки).

Что в поведении учащегося должно насторожить учителя

· Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

· У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

· Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

· Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

· Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.

· Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

· Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

· Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

· Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

· Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

· Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

· Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

· Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Что делать учителю, если он обнаружил опасность

· Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!

· Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.

· Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями